Рождество было любимым праздником в старой России. К ним усиленно готовились, собирали подарки, стряпали и конечно, запасались нарядными новыми туалетами. Мой дядя, режиссер Петр Павлович Васильев вспоминал:«Рождество… В гостиной огромная, под потолок елка. Двери закрыты… Тайна! Взрослые украшают ее. Мы на животах, в щель под дверью пытаемся рассмотреть подарки под елкой, уложенные на вате, обсыпанной блестками. «И в час назначенный…» для нас и гостей открывали большую дверь из прихожей в гостиную, и под звуки пианино в притемненной комнате возникала блестящая огнями и украшениями елка… Хороводы, концерт, танцы, игры, маскарад, подарки… Запах смолы, горящих свечей, запаленной хвои!».
Надо заметить, что традиция украшать елку очень древняя, дохристианская. В глубокую старину елки украшались яблоками и орехами, пряниками, затем – апельсинами, когда они появились в Центральной и Северной Европе. Стеклянные же украшения – шары, а позднее бусы – были страшно дороги, так как выдувались по одному. В Страсбурге по сей день существует елочный базар, где продаются дутые шары, но стоят они около 100 евро за штуку. А в Нью-Йорке цена за старый дутый шар может доходить до 300 евро. Но бьются эти шары также легко, как и в то время, когда они не были такими дорогими.
Среди коллекционеров теперь особенно ценится продукция бывшей Восточной Германии, созданная по довоенным образцам.В начале 20 века в моду вошли специальные поздравительные рождественские фотооткрытки. Они были черно – белыми, но порой их раскрашивали или даже присыпали блесками, для придания более праздничного вида. В моей коллекции хранятся немало таких открыток, которые прекрасно отражают моду рождественских праздников. Рождество Христово в христианском мире считается праздником семейным, а посему на них чаще всего изображены семейные пары, часто с детьми либо просто дети.
Особенно популярными были фото композиции с нарядной рождественской ёлкой, украшенной свечами, дождиком, бусами и шарами. Постановочные фотографии с эффектом снегопада хорошо отражают рождественскую уличную моду. Там мы видим миловидных, моложавых дам в манто, часто с меховой опушкой, в зимних капорах или шляпах, с горностаевыми муфтами и пушистыми палантинами. В руках у них – изящно упакованные и перевязанные коробочки или сверточки с рождественскими подарками. Мужчины одеты часто лишь в шерстяные пальто, фетровые шляпы или в котелки, не слишком пригодные для наших морозов. Но и это не удивительно, учитывая то, что эти серии фотографий снимались в павильонах и часто просто заграницей для русского рынка, где костюмеры не были слишком знакомы с реалиями русской жизни. Дети часто изображаются с саночками во время рождественских каникул, в вязаных шапочках, коротеньких шубках по моде 1910х годов, в высоких шерстяных гамашах и в теплых ботиночках. А в руках у детишек – раскрытые зонтики.
Зато интерьерные фотографии вполне показывают нам богатство вечерних открытых дамских платьев из кружева и шелка с вышивкой и аппликациями. В мужских рождественских костюмах допускалась вольность, свойственная домашнему укладу – костюмы в полоску, например, хотя к ним всегда полагались белые рубашки с пластронами, высокие крахмальные отстегивающиеся воротнички, модные галстуки. Подобные очаровательные рождественские открытки погибли вместе со старым укладом русской жизни в 1917 году после большевицкого переворота. Новая власть была безбожной и без духовной и запретила в нашей стране справлять Светлое Рождество Христово почти на продолжении 80 лет. Заменой ему стал Новый Год, а саму красавицу рождественскую ёлку сперва объявили мещанским пережитком, а потом переименовали в Новогоднюю ёлку.
Однако в Европе, в том числе в балтийских странах, ранее входивших в состав Российской империи, такие милые и сентиментальные рождественские открытки продолжали выпускать и они окольными путями, через родственников – эмигрантов все же проникали и в СССР. Но мода 1920х годов совсем не похожа на ту, что бытовала до первой мировой войны. Дамы сняли корсеты, укоротили платья, оголили руки, коротко постриглись и стали похожи на беззаботных птичек эпохи чарльстона. Именно в таких нарядах было принято справлять Рождество в эпоху джаза. Для мужчин нарядным костюмам стал смокинг или мягкий темный пиджак. А в фотографиях 1930х годов в модах Рождественского сезона чувствуются даже спортивные нотки, связанные с большим увлечением лыжным спортом в то время.
Постепенно мода на подобные рождественские черно – белые открытки стала сходить на нет, в СССР ничего подобного не печатали и не издавали и празднование Нового года стал более молодежным, шумным праздником, прекрасно представленным в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Еще одной замечательной новогодне-рождественской традицией является детский маскарад. Корнями традиция устраивать детские маскарады уходит вглубь веков. В них мы можем найти связь с Новогодними празднествами, с масленичными гуляньями и конечно с венецианским карнавалом. В России детские маскарады устраивались чаще всего зимой, но и не только. Их порой приурочивали и ко дням рожденья или просто к детским спектаклям и утренникам.
Много лет подряд я собираю старинные фотографии детей в маскарадных костюмах и разыскиваю их по разным странам. И надо признаться, дело это, увы, не легкое! Такие праздники детям устраивали лишь раз в год и от того сами фото довольно редки. Зато они прекрасно отражают не только детские мечты и идеалы, рисующие любимых книжных героев или модные мотивы, но и умоностоение взрослых. Например, в 19 веке в дворянских семьях в России обязательными были русские костюмы для детских праздников. Сарафаны, душегреи и шитые жемчугом кокошники для девочек. А мальчикам в патриотически-настроенных семьях полагались косоворотки с армяком, широкие штанишки с сапожками и русской шапочкой. Популярными во вторую половину 19 века были также детские кавказские черкески, украинские вышитые рубашки и фартучки, польские краковские костюмы, отражавшие сквозь призму детского воображения всю географическую широту Российской Империи.
Увлечение национальным костюмом вообще очень типично для всей Европы Викторианской эпохи. В Англии и ее многочисленных колониях были модны и востребованы детские шотландские килты или исторические костюмы 16 века, напоминающие образы повести Марк Твена «Принц и Нищий». Французы любили делать детям провансальские костюмы, бретонские или старинные, эпохи Людовиков, в стиле «игрушечных маркизов». Немцы жаловали баварские костюмчики для мальчиков или платья для девочек в стиле Маргариты из «Фауста» Гёте. Испанцы очень увлекались детскими костюмами тореро и андалузскими платьями с оборками в горошек для девочек. Но это вовсе не означало, что национальные костюмы не кочевали из страны в страну и не смешивались во время праздников и маскарадов! Увлечение национальными костюмами проходит у детей во время Первой Мировой войны – огромного межнационального конфликта, сильно отразившегося и на детской психике. На смену народным приходят костюмы сестры милосердия, солдатика…
Гастроли Русского балета Сергея Павловича Дягилева ввели в маскарадную моду таких героев как веселые Арлекин и Коломбина, костюм белого Пьеро, ставшим особенно востребованными после премьеры балета Фокина «Карнавал» в 1910 году с костюмами по эскизам Льва Бакста. В моду входят также детские тюрбаны на тему «Шахерезады», юные цыганочки, русские казаки, и оригинальные костюмы, представляющие фантастический животных или жар — птиц. В 1920е годы, в эпоху Ар Деко, с наступлением эры джаза, на детских маскарадах появились сосем иные темы. Тут и джаз мены, и кабаретные дивы в перьях, одержимые тангистки и любительницы чарльстона с модными уложенными прическами и в укороченных платьицах с заниженной талией. Затем, под влиянием голливудских кино — вестернов среди мальчиков и даже девочек в 1920е — 1930е годы становятся популярны ковбойские костюмы, шляпы и другие сопутствующие им аксессуары. Тема кино находит очень сильное отражение в мире образов детского маскарада.
Вторая Мировая Война вновь дала всплеск стилю милитари даже на детском маскараде, зато после войны восторжествовала миролюбивая тема Дюймовоечек, Зайчиков, Белочек, Снежинок, Мальвин и Красных шапочек взяла верх. 1960е годы ознаменованы новой космической темой в детских маскарадах, затем наступило время суперменов, героев мультфильмов и комиксов. Мы уверены, что фантазия детей и особенно их родителей никогда не иссякнет, и они всегда будут создавать все новые и оригинальные, созвучные своей эпохе маскарадные костюмы.
Однако возможность заглянуть в прошлое, рассмотреть детские костюмы первой половины 20 века может не только подарить читателям новые идеи, дать практические советы по изготовлению детских карнавальных костюмов, но и на конкретных исторических примерах научить многих забытым и славным истинам детского праздника.
Александр Васильев